В Госдуме озаботились здоровьем нации: выросло число психически нездоровых детей

16.01.2020
Просмотры: 30

Количество детей-инвалидов по психическим заболеваниям выросло на 20% за последние пять лет. В структуре детской инвалидности именно психические патологии занимают сегодня первое место.

И это при снижающейся рождаемости. Такие шокирующие цифры были озвучены в ходе обсуждения экспертами психического здоровья сегодняшних школьников. А мы еще удивляемся, откуда у нас берутся «керченские стрелки» и подростки, убивающие топором всю семью.

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин обрисовал мрачную картину, связанную с будущим поколением россиян. В данный момент наблюдается значительный рост числа психических расстройств среди подростков. Это свидетельствует, во-первых, о плохой выявляемости подобных патологий у детей раннего возраста, а во-вторых, указывает на необходимость совершенствования реабилитационных программ по оказанию помощи таким «особенным» детям, пояснил депутат.

Правда, отмечает Николай Говорин, «в основном, это пограничные, не выраженные нервно-психические расстройства». Тем не менее, в итоге в стране растет и количество поведенческих расстройств у подростков. И связано это не только с медицинскими заболеваниями, но еще и с ослаблением института семьи и распространением разного рода вредных аддикций у подростков, в простонародье, зависимостей: ранняя алкоголизация, употребление психоактивных веществ, сюда же относятся азартные игры и Интернет-зависимость. В том числе, больше всего вреда наносят подрастающему поколению, конечно же, соцсети, которые «захватывают наших детей и отрывают их от семьи», навязывают им деструктивные, неадекватные интересы, опасное поведение, включая суицидальные мысли.

Главную роль в предупреждении психических и поведенческих расстройств у детей чиновники и эксперты отводят школьным психологам и психиатрам. Сейчас в Госдуме готовится законопроект о школьной медицине, который должен, по идее, усилить медицинское сопровождение образовательного процесса, в том числе, наладить работу школьных врачей и психологов.

– Школа сейчас не является тем местом, которое создает психологическую безопасность нашим детям, – признал зампред комитета ГД по охране здоровья. – Ребенок не чувствует себя в школе защищенным, ему там не очень комфортно.

В этом вопросе негативную роль, по мнению депутата Госдумы, сыграл и тот факт, что последние 20 лет на учителей возлагались только образовательные функции: считалось, что воспитанием ребенка должна заниматься исключительно семья.

Заместитель генерального директора ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии им. Сербского Евгений Макушкин добавил, что в увеличении случаев агрессивного поведения школьников есть и большая доля вины СМИ и соцсетей: «Такие случаи были и в советское время, но не было такой широкой информационной огласки, как сейчас. Агрессивное поведение вообще свойственно подросткам, но иногда оно модифицируется, видоизменяется. И за этим – влияние информационной среды, влияние побуждения, копирования, клиширования поведения.

Эксперт убежден, что «состояние психического здоровья оценивается уровнем подготовки специалистов в этой области».

– В системе просвещения кардинальным образом должны быть пересмотрены программы подготовки кадров в этой области, чтобы психологи ориентировались в вопросах агрессологии, аддиктологии, предупреждения конфликтов, депрессии, суицидов у подростков. А также должны быть уточнены позиции подготовки самих педагогов. Как показывает опыт Великобритании, Франции, если учитель подготовлен соответствующим образом, он может вовремя распознать депрессию у ребенка или аддикцию, зависимость, – отметил Евгений Макушкин.

А ведь это порой так трудно сделать, если внешне у ребенка нет никаких особенных проявлений, и только специалист способен вовремя забить тревогу.

Ну, а пока что у нас еще остается много проблем в этой области, и поэтому 25% российских школьников, как сообщили эксперты, заканчивают уже начальную школу с невротическими и психосоматическими расстройствами.